Новости

      Все новости
— 24 апреля 2024, среда
В Казахстане возобновились автомобильные перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), в том числе через акваторию Каспийского моря в порт Баку.
подробнее
— 11 апреля 2024, четверг
Общий объем перевалки грузов в первом квартале 2024 года через Актауский морской порт составил более 1,1 миллиона тонн.
подробнее
— 7 апреля 2024, воскресенье
Министерство энергетики Казахстана опубликовало проект приказа, который продлевает систему дифференцированных цен на топливо для иностранных и местных водителей.
подробнее
— 2 апреля 2024, вторник
В рамках бизнес-визита в Армению директор Дипломатического клуба «Астана» Кайырболат Сахметов предложил исследовать транспортный коридор Иран
подробнее
 

В Казахстане реформируют систему распределения иностранных дозволов на грузовые перевозки

12 января 2024

В Казахстане планируют реформировать систему выдачи иностранных разрешений на грузовые перевозки с тем, чтобы исключить их перепродажу и создание искусственного дефицита, следует из сообщения на сайте Министерства транспорта республики. Так, в частности, в ведомстве планируют убрать механизм предварительного распределения дозволов. Транспортные компании будут получать бланки по факту предстоящей перевозки.

Накануне проект реформы как раз таки представили транспортно-логистическим компаниям республики. Как пояснили в Министерстве транспорта Казахстана, основные изменения направлены на то, чтобы устранить условия для создания искусственного дефицита бланков иностранных разрешений и их незаконной перепродажи на теневом рынке.

В рамках действующей системы 50% дозволов изначально закрепляются за перевозчиками, которые активно работали в предыдущие годы, а остальные 50% переходят в категорию резервных и могут распределяться между другими компаниями.

Однако в результате такого подхода значительная часть разрешений к концу года так и остается невыбранной. «При существующей методике в 2022-м году у нас использованы только 45% бланков, остаток — 55%. В 2023-м году у нас из 270 тыс. бланков использовано 58%», — рассказал председатель Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля республики Алтай Али.

Да и в целом, как подчеркнул он, подобный принцип распределения разрешений является неправильным, поскольку лишает рынок конкуренции.

«Мы считаем, что это неправильный подход, мы не должны отдельным перевозчикам гарантировать объемы», — пояснил чиновник, уточнив, что «доступ к бланкам и возможности перевозчиков должны быть равными, справедливыми и не ограничивающими свободную конкуренцию».

Таким образом, после реформирования системы предварительного распределения иностранных разрешений не будет. «Будет по факту: взял бланк — уехал», — указал Алтай Али.

Одновременно в Казахстане планируют уйти от ограничения на использование дозволов в 100 дней.

«Почему у нас в конце года появляются неиспользованные бланки? Этот вопрос нас тоже сильно беспокоит. Это происходит из-за погрешностей в существующей системе распределения бланков. Мы сейчас даем 100 дней на использование бланков. Когда перевозчик, за которым закреплены бланки, видит, что не успевает, он начинает их возвращать в систему. Мы хотим уйти от этого. Поэтому мы предлагаем изменения, которые предусматривают снятие ограничения по историям перевозок и активности автотранспортных средств», — рассказал председатель Комитета.

Кроме того, в республике откажутся от выдачи чистых бланков дозволов. После реформирования системы в распределенных разрешениях будут указываться наименование компании и номер грузового автомобиля. Считается, что это позволит исключить перепродажу дозволов на теневом рынке.

«Полностью исключим предпосылки для перепродажи, в том числе выведем наши инспекции транспортного контроля из процессов распределения бланков. Человеческого фактора там не будет. В бланках будут указываться наименования компаний и номера машин, а оригиналы бланков будут сдаваться после возвращения из иностранного государства. Это обеспечит прозрачность и отслеживаемость использования ИБР (иностранных бланков разрешений – прим.)», — пояснил Алтай Али.

При этом он напомнил, что некоторые шаги в рамках изменения системы ранее уже были сделаны. Так, в частности, в прошлом году в Казахстане начали выдавать разрешения по факту перевозки непосредственно на границе с Китаем.

Благодаря этому удалось решить проблему искусственного дефицита, из-за которого бланки китайских дозволов перепродавались на теневом рынке по цене до 3 тыс. долларов за каждый, в то время как их реальная стоимость составляет 1 МРП (минимальный расчетный показатель) или около 8 долларов.

В целом, как уточнил чиновник, на данный момент в Казахстане в международных грузовых перевозках задействованы 1 883 перевозчика, их совокупный парк достигает 20 750 транспортных средств.

При этом республика осуществляет обмен разрешениями с 42 странами. Доля казахстанских перевозчиков в общем объеме международных грузоперевозок в стране составляет 45%.

Источник: trans.ru