Новости

      Все новости
— 11 марта 2024, понедельник
Отмечается рост транзита китайских контейнеров практически в 3 раза.
подробнее
— 9 марта 2024, суббота
Запрет на перевозку груза путем "перецепки/перегруза" может повлиять на конечную стоимость груза, доставляемого на рынок Казахстана.
подробнее
— 28 февраля 2024, среда
В Казахстане разрабатывают Комплексный план развития морской инфраструктуры до 2030 года.
подробнее
— 27 февраля 2024, вторник
Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом между Казахстаном и Китаем вырос за январь 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 22% и составил 2,4 млн тонн.
подробнее
 

Казахстан – транспортный перекрёсток Большой Евразии

17 февраля 2022

Одним из ключевых вызовов для Казахстана являются проблемы транспортной связанности и доступа на мировые рынки. Внутриконтинентальное положение Казахстана увеличивает транспортные издержки, тем самым снижает прибыль компаний, конкурентоспособность страны и благосостояние населения.

Создание евразийского транспортного каркаса, сети взаимосвязанных транспортных коридоров в направлениях Восток – Запад и Север – Юг на пространстве Евразии предоставляет возможность для ответа на эти вызовы. Расположение Казахстана на стыке Европы и Азии позволяет стать перекрестком транспортных коридоров, что позволит привлечь дополнительные грузопотоки за счет синергии и обеспечить экспортерам беспрепятственный выход к морю и мировым рынкам.

Международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг», связывающий страны Скандинавии и Балтийского моря с государствами Персидского залива и Индийского океана, является ключевым меридианным коридором евразийского транспортного каркаса.

Казахстан стал полноправным участником Соглашения о МТК «Север – Юг» в сентябре 2003 г. и принимает активное участие в его развитии путем реализации масштабных проектов по созданию и модернизации транспортной инфраструктуры. Например, в 2014 г. построена новая железнодорожная линия Жанаозен-Кызылкая-Берекет-Этрек-Горган протяженностью 900 км и соединяющая Казахстан с Туркменистаном и Ираном. Кроме того, реализован проект по развитию морского порта Курык с пропускной способность в 7 млн тонн в год, а также увеличены перевалочные мощности северного терминала порта Актау.

По территории Казахстана пролегают два маршрута МТК «Север – Юг» – Восточный и Транскаспийский. Восточный маршрут предусматривает прямое железнодорожное сообщение вдоль казахстанского каспийского побережья с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Туркменистана, в то время как Транскаспийский маршрут использует казахстанские морские порты Актау и Курык для поставки грузов в южном направлении.

Главное преимущество МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, это двукратное сокращение временных затрат на доставку грузов. Так, сроки доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал составляют от 30 до 45 дней, а по Восточному маршруту коридора могут варьироваться от 15 до 18 дней.

Использование потенциала МТК «Север – Юг» позволит развивать транспортно-экономические связи с Ираном, Индией и Пакистаном. Его уникальное направление создает возможности для Казахстана по привлечению дополнительного транзита грузов между Ираном и Китаем, между Ираном и регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока России.

Аналитиками ЕАБР был оценен потенциал контейнерных грузоперевозок по Казахстану в рамках МТК «Север – Юг», который может составить от 63 до 146 тыс. ДФЭ (от 1,1 до 2,6 млн тонн) к 2030 г. в зависимости от сценария. В настоящее время он составляет лишь 2,1 тыс. ДФЭ. Выгодное месторасположение Казахстана может также дополнительно обеспечить привлечение 19-42 тыс. ДФЭ, или до 22% от совокупного потенциала контейнерных перевозок, за счет сопряжения с международным транспортным маршрутом Европа – Западный Китай, коридорами №2, №3, №6 ЦАРЭС и маршрутами, создаваемыми в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Кроме того, потенциальный объем перевозок неконтейнерных грузов может составить от 3,6 до 5,2 млн тонн к 2030 г. Их основу составят перевозки зерновых культур. В конечном итоге, с учетом потенциала привлечения грузов пригодных и не пригодных для контейнеризации, совокупный объем перевозок по казахстанским маршрутам МТК «Север – Юг» может составить от 5,1 до 8,6 млн тонн в перспективе к 2030 г. По оптимистическому сценарию основу грузоперевозок по двум маршрутам на территории Казахстана к 2030 году составят зерновые культуры (60,5%), металлы (13,1%) и продовольствие (8,5%).

В перспективе МТК «Север – Юг» может стать коридором развития для Казахстана. Помимо увеличения объемов торговли, использование двух маршрутов будет содействовать созданию индустриальных парков, специальных экономических зон вдоль транзитного пути, а также производственной кооперации и выстраиванию эффективных логистических цепочек со странами, тяготеющими к МТК «Север-Юг». 

Источник: dknews.kz