Логистический рынок Казахстана. Проблемы и преимущества
В 2014 году активно развивались внешние торговые связи Республики Казахстан с основными партнерами, что обуславливалось увеличением как производства сырья на экспорт, так и импорта товаров народного потребления и комплектующих. Закономерным последствием такого развития явился активный рост качества логистических услуг Казахстана.
Основным достижением логистики республики можно назвать строительство коридора из Азии в Европу, который позволит сократить сроки перевозки из Казахстана в Россию и страны Евросоюза, а также увеличить объемы ввоза из Китая (одного из основных внешнеторговых партнеров). С вводом в эксплуатацию этого транспортного пути, Казахстану удастся в полной мере использовать свое выгодное географическое положение: общие границы с пятью странами, наличие морских границ, нахождение на стыке континентов.
Основная проблема транспортных перевозок Казахстана – практически полное отсутствие инфраструктуры, развитие которой началось сравнительно недавно. Еще несколько лет назад на территории Республики Казахстана существовала по сути одна магистраль, которая позволяла осуществлять грузоперевозки с полной уверенностью в сохранности груза и безопасности водителей. Это трасса из Алматы в Астану и из Алматы в Кордай. По данным Научно-исследовательского института Каздор, в удовлетворительном и неаварийном состоянии находятся только 14% дорог Казахстана, что, с учетом грандиозных планов по осуществлению потоковых грузоперевозок по территории республики, недопустимо. Именно поэтому правительство Республики Казахстан планирует вложить в строительство дорог и их реконструкцию до 2020 года около 30 млрд. долларов.
Новые дороги позволят осуществлять грузоперевозки в Атырау, Актау, Актобе и другие города с минимальными затратами и рисками. Помимо вложений самой республики, на увеличение рынка грузоперевозок работает и экономическая ситуация в сопредельных государствах. Например, предельная загруженность прибрежной портовой зоны в Китае заставляет крупные компании сдвигать производство ближе к границам Казахстана, что, соответственно, увеличивает грузопотоки через территорию республики и повышает привлекательность её транспортных артерий.
Параллельно строительству магистралей уделяется внимание и логистическим складским комплексам. До 2012 года большая их часть была расположена вблизи Алматы, планируется в ближайшие годы расширить их сеть по всей республике.
Строительство будет вестись вблизи городов:
- Актау;
- Атырау;
- Шымкенте;
- Павлодар;
- Астана.
Большое количество пустующих производственных и складских помещений не может компенсировать отсутствие качественных складов, так как не удовлетворяют международным требованиям безопасности хранения и транспортировки.
Развитие транспортных сетей и логистики влечет за собой увеличение количества перевозчиков, предоставляющих транспортные услуги на территории Казахстана. Появление новых небольших экспедиторских компаний не может создать серьезной конкуренции гигантам международного рынка, давно зарекомендовавшим себя с положительной стороны (например, DHL, КазАТО, служба доставки СДЭК). Однако, и небольшие компании имеют все шансы развиваться и занимать свою нишу рынка.
Параллельно строительству инфраструктурных объектов идет работа и по замене и обновлению подвижного и транспортного состава, который во многом не соответствует стандартам международных грузоперевозок, нормам Таможенного союза и ЕАЭС.
Положительные изменения происходят и в сфере подготовки кадров для обслуживания грузоперевозок, технического и административного персонала.
Источник: lratvakan.com