Дорога, раскрывающая «экспортный и транзитный потенциал Казахстана»

14 января 2015

Открыта железная дорога Узень - Горган, соединяющая Казахстан и Иран. По мнению эксперта, направление больше ориентировано на грузоперевозки, чем на развитие пассажирского потока.

международные грузоперевозскиПрезиденты Казахстана, Ирана и Туркменистана сегодня запустили железную дорогу Узень – Горган. Затем грузовой поезд, груженный казахстанским зерном, пересек туркмено-иранскую границу.

Общая протяженность железной дороги, проходящей через территории трех стран, составляет 900 километров, из них 146 километров дороги - по территории Казахстана. По словам президента Нурсултана Назарбаева, за восемь месяцев, что открыт участок дороги, соединяющий Туркменистан с Казахстаном, грузоперевозки между странами выросли на 40 процентов.

Политолог Эдуард Полетаев в интервью говорит, что железная дорога Узень - Горган не ориентирована на развитие пассажирских перевозок.

Насколько выгодна для Казахстана железная дорога, в церемонии запуска которой приняли участие президенты трех стран?

Эдуард Полетаев: Эта дорога нужна. Прежде все идеи в отношении строительства транспортной ветви на территории Казахстана осуществлялись из необходимости для Российской империи, затем Советского Союза. Сейчас Казахстан формирует отдельную экономическую политику и берется за осуществление проектов для расширения транспортного сообщения и расширения своих возможностей. Вначале такого рода дорога была проложена в Китай. Железная дорога Узень - Горган раскроет экспортный и транзитный потенциал Казахстана. Потому что эта дорога охватывает значительную часть Ближнего Востока и Ирана. Не стоит забывать, что Иран находится в числе покупателей казахстанского зерна в больших объемах. Ясно, что Казахстан достаточно хорошо заработает на перевозке отдельных товаров.

Нельзя сказать, что по железной дороге Узень - Горган будут развивать большой пассажирский поток, потому что в этом регионе хорошо развиты воздушное и транспортное сообщения.

Соглашение о строительстве дороги было подписано в 2007 году. Строительство начали в 2009 году, и через пять лет дорогу построили. Почему столько времени строилась эта дорога?

Эдуард Полетаев: Это межгосударственный проект, поэтому было немало бюрократических проволочек. У каждой страны свои законы и правила, в том числе нужно было урегулировать вопросы, связанные с таможенными документами. Поэтому пять лет – это не срок.

Президент Назарбаев говорит, что эта дорога позволит трем странам, заключившим договор об эффективном использовании своего географического расположения как транзитного моста между Европой и Азией, увеличить грузоперевозки по северному и южному направлениям. Насколько будет выгодна железная дорога Узень-Горган для соседей Казахстана, например России, партнеру по Таможенному союзу?

Эдуард Полетаев: По-моему, здесь у России преобладает больше экономическая заинтересованность, нежели геополитическая. После нынешних геополитических изменений Россия понимает, что необходимо ориентироваться на юг и восток, поэтому эта магистраль вполне может быть выгодно использована производителями для перевозки отдельных товаров.  

Источник: azattyq.org


Новости

      Все новости
— 10 августа 2018, пятница
Россия построит автомагистраль, которая свяжет Беларусь и Казахстан
подробнее
— 3 августа 2018, пятница
Казахстан улучшил позиции в мировом рейтинге логистики
подробнее
— 27 июля 2018, пятница
Возобновились транзитные перевозки отдельных товаров из Украины в Казахстан через Россию
подробнее
— 19 июля 2018, четверг
Правительство России разрешило транзит ряда грузов с Украины в Казахстан
подробнее