Новости

      Все новости
— 19 ноября 2020, четверг
Казахстанский флот получит доступ в открытое море после вступления в силу Соглашения о судоходстве.
подробнее
— 12 ноября 2020, четверг
С октября текущего года АО «Кедентранссервис» запустило новый регулярный контейнерный сервис по маршруту Алматы-1 – КНР.
подробнее
— 10 ноября 2020, вторник
Председатель правления АО «НК «ҚТЖ» Сауат Мынбаев принял участие в 29-м пленарном заседании Международного координационного совета по трансевразийским перевозкам.
подробнее
— 4 ноября 2020, среда
В ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» принята обновленная Политика в области качества, охраны здоровья и безопасности труда.
подробнее
 

Амангельды Жумабаев, заместитель министра иностранных дел РК: в современных геополитических условиях роль полномасштабной интеграции приобретает значение

13 декабря 2011

Как известно, впервые идею о необходимости создания Евразийского союза высказал президент нашей страны Н. А. Назарбаев в 1994 году, выступая в МГУ им. М. В. Ломоносова, а 10 октября 2000 года по его инициативе в столице Казахстана Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

На сегодняшний день сообщество представляет собой форму сотрудничества государств в области экономики и социально-гуманитарной сферы.

Среди множества региональных объединений, которые существенно различаются по целям, организационно-правовым нормам и масштабам интеграции, Евразийское экономическое сообщество является одним из самых молодых. Но уже сейчас мы можем привести наглядное подтверждение успешности евразийского проекта. Так, в 2010 году по сравнению с 2001 годом в среднем по государствам ЕврАзЭС валовой внутренний продукт увеличился в 1,6 раза, производство промышленной продукции - в 1,5 раза, объем грузоперевозок (без трубопроводов) - в 1,4 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 2,2 раза. Существенно возрос взаимный товарооборот государств ЕврАзЭС.

Являясь политически независимыми, государства сообщества связаны между собой множеством экономических нитей. Для наших государств характерны географическая близость, устойчивые макро- и микроэкономические связи, общность многих культурных и исторических традиций, сходный менталитет и наличие социальных связей, во многом общая коммуникационная инфраструктура (энергетическая система, сети нефте- и газопроводов, железные дороги), произведенные по единым стандартам основные фонды, необходимость совместного обеспечения безопасности.

Богатство и разнообразие природных ресурсов России и Казахстана, выгодное (с точки зрения транзита товаров) географическое положение Беларуси, существенные водные ресурсы Таджикистана и Кыргызстана и наличие многих других факторов дают заметный выигрыш при объединении их потенциалов.

Адекватным ответом вызовам современности стала деятельность Антикризисного фонда, Центра высоких технологий и Евразийского банка развития.

Следует отметить, что в Договоре об учреждении ЕврАзЭС заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, ранее определенных Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Согласно договору, основными целями создания сообщества являются формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

16 августа 2006 года в Сочи на неформальном саммите глав государств-членов ЕврАзЭС было принято поистине историческое решение о формировании в рамках сообщества Таможенного союза.

Данный интеграционный проект на начальном этапе формируется тремя государствами - Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, которые среди государств сообщества являются более близкими по важнейшим параметрам экономического развития. При этом остальные члены ЕврАзЭС получили возможность присоединиться к Таможенному союзу по мере своей готовности к интеграции.

Работа по подготовке соответствующей договорно-правовой базы Таможенного союза велась в установленные сроки, в соответствии с Планом действий по его формированию.

Как известно, с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.

Он создан в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и реализации таких задач, как обеспечение свободного движения товаров в пределах единой таможенной территории наших государств; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; создание условий для формирования в последующем Единого экономического пространства и активного освоения государствами Таможенного союза мирового рынка.

Необходимо отметить, что за короткий период времени тремя государствами проведена колоссальная работа: разработаны и приняты единый Таможенный кодекс, Единый таможенный тариф трех стран, создан наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза. С 1 июля текущего года действует единая таможенная территория между нашими странами, в пределах которой во взаимной торговле товарами собственного производства и товарами из третьих стран не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер), а в торговле с третьими странами применяется единый таможенный тариф, который включает в себя ставки ввозных таможенных пошлин по позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Функционирование единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России создало единый рынок товаров, в рамках которого отсутствуют тарифные и нетарифные барьеры.

Реальный сектор экономики, бизнес-сообщество и население трех государств получили ощутимые выгоды: с 1 июля текущего года на границах между тремя странами грузы стали передвигаться более активно, так как не нужно заполнять таможенные декларации, платить таможенные сборы на товары, произведенные внутри Таможенного союза; устранены таможенные, административные и прочие барьеры во взаимной торговле трех стран; сократились издержки предприятий и время, ранее затрачиваемое на очереди на границах и заполнение таможенных деклараций; импортные товары из других стран, прошедшие таможенное оформление на внешней границе Таможенного союза, свободно перемещаются внутри единой таможенной территории; существует взаимное признание государствами Таможенного союза санитарных, ветеринарных и фитосанитарных документов на товары, произведенные в странах сообщества.

Необходимо отметить, что за время существования Таможенного союза товарооборот между РФ, Казахстаном и Беларусью вырос на одну треть.

По некоторым расчетам ученых, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд долларов. Государства-участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15 процентов прироста ВВП к 2015 году. Эти расчеты делались до глобального финансово-экономического кризиса. По отношению к нынешнему уровню ВВП его прирост в результате интеграционных процессов будет еще больше.

Успешное функционирование Таможенного союза означает не только создание стабильной и благоприятной среды для взаимной торговли, но и благотворно воздействует на укрепление сотрудничества его участников в различных сферах взаимодействия.

Безусловно, имеют место и определенные трудности, связанные с периодом адаптации экономических субъектов трех стран к унифицированным таможенным тарифам и импортным пошлинам. Есть отдельные нестыковки между национальными таможенными администрациями, проблемы, связанные с процедурой сертификации товаров, произведенных на территории одной и экспортируемых на территорию другой страны Таможенного союза, некоторые трудности в налоговой сфере. Все они методично устраняются в рамках работы Комиссии Таможенного союза.

Как известно, с 1 января 2012 года начинается практический этап функционирования Единого экономического пространства. Последовательно станут реальностью механизмы согласования экономической политики трех стран и обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, а также унифицированное законодательство.

Национальные субъекты бизнеса получат равный доступ к инфраструктуре в каждом государстве, участвующем в ЕЭП. Это тем более важно для нашей республики как для страны, отдаленной от основных рынков сбыта и почти не имеющей выхода к морским портам.

Важным историческим событием явилось принятие главами государств Беларуси, Казахстана и России 18 ноября текущего года в Москве Декларации о Евразийской экономической интеграции, Договора о Евразийской экономической комиссии и Регламента ее работы.

В указанной декларации отмечается, что основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия по следующим основным направлениям: обеспечение эффективного рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики; углубление производственной кооперации; сближение, гармонизация национальных законодательств; разработка и осуществление согласованной экономической политики; развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Также в декларации говорится о создании на основе кодификации международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, Евразийского экономического союза.

С запуском ЕЭП начнет функционировать новый наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия, которая придет на смену Комиссии Таможенного союза. Страны передают в наднациональный орган ряд функций и полномочий исключительно в экономической сфере.

К сожалению, в последнее время некоторые «доброжелатели» утверждают, что участие нашей страны в ТС, ЕЭП и Евразийском экономическом союзе могут нанести ущерб суверенитету Республики Казахстан. Эти опасения беспочвенны.

Как известно, в вышеуказанной декларации президенты Беларуси, Казахстана и России заявили, что ЕЭП основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенства государств.

Кроме того, в Договоре о Евразийской экономической комиссии говорится, что все процессы принятия решений будут абсолютно паритетны, а решения в комиссии будут приниматься равноправно, только при наличии консенсуса.

Также необходимо подчеркнуть, что Казахстан является субъектом международного права, и создание ЕЭП, а в последующем - ЕЭС, не освобождает нас от выполнения своих международных обязательств перед третьими странами и межгосударственными объединениями.

Уверен, что последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем и в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире.

Мы понимаем, что нашим государствам предстоит еще большая и трудоемкая работа, тем не менее реализация этих задач, несомненно, будет способствовать продвижению идей евразийской интеграции на пространстве СНГ.

Источник: http://www.zakon.kz